sea-survival.ru
 
главная »аварийная ситуация » затопление

 

Затопление  судна

 

 

Затопление может быть результатом любых внутренних  или внешних факторов. Внутренние причины затопления  могут произойти в результате попадания внутрь воды, а именно: протечки кингстонов; проблем с системой пресной или соленой воды; прокладкой сальника гребного вала и т.д.. Главные причины внешнего повреждения лодки, в результате которого вода может попасть в корпус это- столкновение; посадка на мель; или тяжелая погода.

 

Незначительное затопление

 

Большинство случаев затопления изнутри начинаются как незначительный инцидент и, если  вовремя заметить, можно быстро отремонтировать и осушить. Сложности начинаются, если никто вовремя не увидит опасности до тех пор, пока вода не поднимется выше пайолов или электропитание выйдет из строя из-за воды, вызвавшей короткое замыкание. Сигнальные системы в трюмах являются хорошим средством раннего оповещения, но и они могут отказать . Ваши глаза - самый верный способ обнаружить проблему, и хороший вахтенный должен регулярно проводить осмотры машинного места и трюмов, чтобы определить места возможного быстрого поступления воды. Незначительные протечки  могут появиться при хождении в тяжёлых погодных условиях через путтенсы , пяртнерс мачты ,палубные соединения, кормовые сальники ,иллюминаторы ,люки и т .д.. Любые трещины или просачивающиеся швы должны  быть быстро заделаны – лучше всего будет уплотнить с использованием ткани и герметика .

 

Сильное затопление

 

При серьёзных повреждениях необходимо принимать быстрые и решительные действия .На больших яхтах очень важно проинспектировать трюмы ,отсеки, танки и :

·        установить степень затопления

·        установить скорость и количество  поступления воды

·        определить влияние затопления на устойчивость и управляемость

·        определить возможность откачки воды с помощью помп и других средств.

 

Обнаружение и ремонт внутренних повреждений и неисправностей

 

Большинство протечек внутри, приводящих к затоплению, являются результатом неисправности креплений  и фитингов. Это может быть просто сломанный зажим шланга, протечка иллюминаторов или более серьёзное  повреждение, такое как повреждение фитинга. . Внешнее повреждение обычно легко идентифицировать, и поэтому  команда может быстро заняться  его ликвидацией; внутренние проблемы  нуждаются в поиске и определении таких мест

Для быстрого определения местонахождения источника затопления, сначала надо определить - пресная это вода или солёная; это поможет уменьшить зону поиска. Большинство причин  протечек это фиттинги в корпусе. Если труба или шланг  свободно болтаются или сломаны,  сразу перекрывайте вентили .Если вентилей нет или с ними проблемы, наилучшим решением будет использовать затычку .Если причиной поступления воды не являются фитинги в корпусе ,то следует проверить : гальюны ,танки с водой ,трубопроводы холодной и горячей воды ,краны забортной воды(где установлены) и т.д. Ремонт таких повреждений осуществляется с помощью герметика ,эпоксидного клея ,установления бандажа из подручного материала ,установки хомутов и т.д.

 

                                               Ремонт внешних повреждений

 

Любой  разрыв или отверстие во внешнем корпусе яхты, особенно ниже ватерлинии, позволит воде поступать в лодку. Первым делом необходимо остановить поток воды. Одновременно с откачкой воды, необходимо быстро начать заделку пробоины. Даже самый большой бортовой насос, в конечном счете проиграет сражение с 5 см пробоиной. Когда в подводную часть корпуса поступает вода, есть только два возможных варианта действия:

       Затыкать, заделывать дыру или отверстие

       Установить и поддержать допустимый уровень затопления всеми возможными способами.

Яхта может затонуть также  легко от ряда маленьких и незначительных отверстий, как и от одной большой  пробоины. Естественное стремление сначала заделать  очевидное повреждение, оставляя незначительные трещины и отверстия. Но на это может уйти впустую ценное время, когда было бы лучше герметично отгородить эту часть, сконцентрировавшись на работе по  созданию водонепроницаемой остальную часть  яхты, и добраться до гавани как можно быстрее . Действительно большие отверстия в подводной части корпуса редко могут быть отремонтированы, пока лодка находится  в воде.

Должны быть предприняты все меры, чтобы поднять пробоину из воды , закреняя яхту или перемещая команду в соответствующую сторону. Отверстие в носу может быть приподнято из воды перемещением веса экипажа в кормовую часть и курсом  по ветру, чтобы не давать волнам попадать в носовую часть яхты.

Все повреждения в корпусе должны быть заткнуты или заделаны полностью как можно скорее, но даже частичное исправление положения может существенно уменьшить опасность затопления .Совершенно очевидно ,что в первую очередь должно быть заделаны отверстия ниже ватерлинии, но нельзя забыть и о тех ,что выше. Так как яхта накреняется или теряет плавучесть, в  эти более высокие отверстия будет поступать вода и уровень воды в яхте может оказаться опасно выше центра тяжести судна.

 

 

Затыкание пробоины

 

Самый простой метод заделывания небольших отверстия - это забить подходящего размера затычку. Такие затычки в виде конуса ,выполненные из мягкого древесины ,в ассортименте должны быть включены в каждый комплект для предотвращения наводнения, который берут на борту любой яхты, независимо от того  маленькая она или большая. Одна только затычка вряд ли остановит поступление воды, но обернутая  легкой тканью, она не только лучше заполнит неровности пробоины, но также и поможет лучше держаться  в ней ,так как мягкое дерево разбухнет от воды. Часто   используется несколько затычек, чтобы заполнить отверстие неправильной формы. Если невозможно добраться до отверстия из внутренней части, и затычка  вставляется снаружи корпуса, вставляйте внутренние концы затычек с шурупами(рымами)закрученными по центру .Верёвка , идущая от каждого цетра винта и прикреплённая к жёсткой части яхты, поможет удержать затычку на месте.

 

Заделывание  пробоины

 

Самой большой трудностью в восстановлении подводных пробоин в яхте обычно является недоступность повреждения. К сожалению, доступ к пробоине может закрывать обшивка, оборудование или резервуар. Если такая  ситуация произошла , могут по требоваться решительные действия, используя лом (вагу) или острый топор, чтобы добраться до пробоины и спасти лодку. Ясно, что это  должно быть сделано немедленно, чтобы остановить поток воды. Закрыть пробоину снаружи, можно наложив пластырь. Протягивая часть холста, паруса или матраца с линиями, привязанными  к углам, на поврежденную область, можно уменьшить поступление воды . Это может быть единственным выходом из положения, если невозможно добраться до повреждения изнутри. К сожалению, это не будет работать хорошо на вогнутой части корпуса, так как плотно затянуть отверстие за углы парусины ,которую вы протянули под корпусом , будет очень трудно, .даже в спокойную погоду. Идея состоит в том, чтобы протянуть ткань под корпусом, пока она не закроет зону повреждения, после чего уменьшится давление воды в этом  месте. Постановка аварийной ткани на пробоину будет легче сделать, если ее дно утяжелить ручным лотом  или лёгким якорем, и затем её медленно протянуть от носа назад. Поступление воды не может быть остановлено полностью, но это  поможет выиграть драгоценное время, для проведения  лучшего ремонта. Заделку пробоины ,также как и затыкание лучше всего сделано изнутри яхты, если на борту судна  под рукой есть необходимое оборудование. В магазинах  есть различные  устройства и наборы заплат,  от подводной эпоксидной смолы до устройства "зонтичной затычки" или аварийного мата столкновения. Перед использованием оборудования для ремонта ,важно тщательно изучить инструкции прежде, чем сделать попытку удалить любую временную затычку. Для заделывания пробоины ,можно также использовать подручные материалы ,например, отломать дверцу шкафчика ,обернуть её одеялом или подушкой ,и расклинить отпорным крюком.

                                                                                                              

                                                       

 

                        

 


 

 

 

 

Удаление воды

 

При контролируемом затоплением, даже не остановленным, вода в яхте должна постоянно удаляться. Даже если вода продолжает поступать в яхту, использование трюмного насоса, вёдер, и любых других методов удаления воды, поможет выиграть необходимое время. Яхту возможно будет довести до самой ближайшей гавани, даже если поступление воды не было полностью прекращено.

 

Водонепроницаемые двери

 

В случае затопления, способность быстро герметично закрыть дверь, пока не устранена причина поступления воды, может означать -или вы безопасно возвращаетесь в порт, или садитесь в спасательный плот Закрытие водонепроницаемой двери никогда не бывает слишком поздно, если яхту можно спасти. Если дверь была закрыта прежде, чем повреждение произошло, важно, что вы были очень осторожны ,прежде, чем вновь открыть дверь.

 

Укрепление подпорками

 

Как только вы взяли под контроль поступление воды после внешнего повреждения, такого как столкновение, все ослабленные или поврежденные конструкции и участки, или щиты ,закрывающие проломы, должны будут быть усилены, подпорками.  Могут использоваться любые удобные части рангоута или обшивки и мебели - такие как весла или банки шлюпки, спинакер гик, отпорные крюки ,футштоки, и т.д. Щиты укрепление должны быть помещены на подушку или одеяло, а не непосредственно на корпус или верхнюю палубу, чтобы равномерно распределить нагрузку и заткнуть отверстие. Между щитом и распоркой необходимо вбить клин. Укрепление должно регулярно осматриваться для проверки возможного ослабления.

                                                                          


 

 

         

 

 

 

        

 

 

 

 

 

Рейтинг - яхты и катера