sea-survival.ru
 
главная »аварийная ситуация » посадка на мель

                                                                                                                     

 

                                                                                                            

         
                                                           
 
     Посадка на мель
 
 
Чаще всего, посадка на мель считается случайным событием .На самом деле, посадка на мель может быть двух видов:
     *если ваша яхта садится на мель намеренно, это называется -        
      выбросится  на берег (beached)
     *если это происходит случайно, это называется - сесть на мель (stranded)  
      
 
      Выброситься на берег
 
Обычно, выброс на берег используется , как последний способ спасти яхту недалеко от берега , поскольку она была повреждена и затопление происходит так быстро, что экипаж не успевает откачивать воду. Если у вас есть достаточно времени, то способы подхода и сам процесс выброса на берег должны быть проведены, исходя из возможности дальнейшего продолжения плавания. Но если опасность затопления близка, то нужно быстро оценить ситуацию и выбрать соответствующее решение.
При решении сделать посадку яхты на мель, очень важно выбрать береговую линию свободную от камней, скал и других преград. Большой опасностью при подходе является рыскание (broaching) на прибойной волне, когда море может быстро превратить яхту в обломки. Цель заключается в том, чтобы посадить яхту на мель невредимой (по возможности) за один приём, так что, если есть выбор, то выбирайте берег не крутой, а с плавно меняющейся глубиной.
Лучшим подходом будет подход с малыми парусами или остановленным двигателем. Необходимо стравить по носу плавучий якорь и дрейфовать кормой в сторону берега. Затем, когда приблизитесь к берегу, нужно положить основной якорь, не менее 8м., прежде чем застопориться или остановиться. В этом случае яхта будет становиться носом к любому изменению прибойной волны. Это лучшее решение , несмотря на повышенный риск повреждения пера руля и винта. При отливе постарайтесь накренить яхту на сторону, противоположную повреждению, чтобы иметь возможность заняться ремонтом.
 
Сесть на мель
 
 Судно, которое садится на мель случайно, может соприкасаться с дном любой частью своего корпуса. Посадка на мель может быть событием неожиданным, заставившим судно внезапно остановиться, когда каждый находящийся на борту может быть выброшен вперёд на палубу или в воду. Или это может быть медленным происшествием ,когда яхта въезжает в мягкий грунт на небольшой скорости, или уходит вода в результате отлива. Приливные течения, погода, различные рифы и камни могут представлять опасность при попытке сойти с мели. Поэтому внимательно осмотритесь и исследуйте обстановку прежде, чем предпринимать какие-нибудь действия. Если возможно, исследуйте глубину вокруг яхты всеми подручными средствами, такими как футшток, багор, спинакер-гик и т.д. с целью определения возможного направления отхода. Лёгкое касание, когда повреждение корпуса будет ещё незначительным, должно вызвать быстрые и решительные действия экипажа. Если грунт тяжёлый, а яхта двигается медленно, то серия ударов может заранее предупредит  рулевого об опасности, чтобы он быстро сделал разворот. Если дно мягкое, то первым показателем возникшей проблемы будет плохая управляемость яхты. Конечно, опасность повреждения в этом случае меньше, но возможность сойти с мели может быть более трудной, чем при твёрдом грунте т.к. киль может зарыться в грунт. На больших яхтах быстрое изменение курса в сторону глубокой воды может создать крен, уменьшит её осадку, и поможет сойти с мели. Всегда надо следовать принципу- чтобы уменьшить осадку, нужно увеличить угол крена. Это можно сделать при помощи передних или задних парусов, использованием гика, выведенного за борт и нагруженного каким-либо весом, закрениванием другим судном с помощью грота/спинакер-фала и т.д. На небольших яхтах посылают экипаж на нос, чтобы их вес придавил носовую часть, что может дать некоторый подъём кормы и позволит судну отплыть. Существует много различных способов снятия с мели, которые мы рассмотрим позже. Но всегда нужно следовать основному правилу - старайтесь уходить в ту же сторону, откуда пришли.
 
Подрабатывая двигателем, вы получаете дополнительную возможность сняться с мели. В некоторых случаях это может быть основным способом сойти с мели, если вы легко коснулись её, и быстро среагировали. При использовании двигателя необходимо преодолеть искушение дать” полный назад”. Необходимо быстро проверить все концы, например такие, как носовой линь “динги” у вас за кормой, которые могут намотаться на винт. Работайте двигателем медленно и аккуратно, так как под вами может быть ил или песок, которые будут смещаться к носу и яхта может ещё крепче засесть. Постоянно следите за датчиком температуры двигателя, поскольку она может повышаться из-за того, что поднятая со дна взвесь будет поступать вместе с водой в систему охлаждения двигателя и может её засорить или испортить. При быстром повышении температуры, немедленно остановите двигатель.
 
                                                  продолжение следует
 
 

 

Рейтинг - яхты и катера