sea-survival.ru
 
главная »аварийная ситуация » человек за бортом (MOB)

                         

 

                                              ЧЕЛОВЕК  ЗА  БОРТОМ  (МОВ)


Человек за бортом представляет собой растущую проблему, и с каждым годом цифры показывают, что число, спасённых  властями после падения людей, растет. Это хорошо установленный факт, что у  многих мужчин, вытащенных из моря, после падения за борт, ширинка их брюк была расстегнута .. Так вот, чтобы не попасть в статистику, не облегчай себя за борт (особенно в плохую погоду) –пользуйся гальюном или используй ведро и выбрось. Если, несмотря на все предосторожности, ситуация МОВ всё-же имеет место, самое главное. Не паникуйте. Жертва сталкивается с целым рядом опасностей, включая панику, шок, травмы, причиненные во время падения, а в самой воде, гипотермией.


                                                  Предупреждение ситуации M O B

Находясь на борту яхты, для предотвращения падения за борт необходимо пристегнуться. Без необходимости, не ходите на палубе  в тяжелых погодных условиях, а  если это необходимо, то обязательно пристегнитесь. Когда перемещаетесь по палубе, помните правило « одна рука для лодки, другая - для себя» .Для  предотвращения несчастного случая, убирайте ненужные помехи и вещи, которые могут представлять опасность. Одевайте нескользящую обувь, избегайте стоять на веревках или парусах, так как они могут скользить под ногами. Попытайтесь избежать наступать на гладкие влажные поверхности, например, люки. Отмойтесь нефтяные или дизельные пролития особенно со стороны палубы
Регулярно проверяйте надёжность крепления леерных стоек и лееров . Леера должны быть освобождены  или легко отстёгиваться только, чтобы не мешать поднятию МОВ. Ограждение около мачты парусной яхты 'Бар Бабули'  помогает удерживаться экипажу, работая около мачты.
 Рулевой должен предупреждать команду о производимых маневрах – изменения курса, поворотах, или порывах ветра, или приближении большой волны..

                                                            ПРИСТЕГИВАНИЕ

Есть много факторов, которые определяют необходимость пристегнуться. При  перемещении на парусных яхтах, носите ремни безопасности или, что предпочтительно, спасательный жилет со встроенными ремнями безопасности и 'пристегнитесь'. В кокпите, около входного трапа, должен быть  палубный обушок  так, чтобы команда могла пристегнуться прежде, чем оставить каюту. В тяжелую погоду выходите на палубу только в случае необходимости и пристегивайтесь к штормовому лееру. Сохраняйте свой центр тяжести низким -  в случае необходимости, ползите. Предупредите рулевого или шкипера прежде, чем идти на палубу. На парусных лодках продвигаются по наветренной стороне. Передвигаясь по палубе, всегда следите за приближающимися волнами
Используйте ремень безопасности с застёгивающимися карабинами. Ремень безопасности с тремя карабинами позволяет пристегнуться к следующей опорной точке прежде, чем отстегнуться от предыдущей..
. Штормовой леер может быть сделан из  капроновой ленты или нержавеющего троса, но капроновые леера  под солнечным светом  портятся. Их нужно регулярно проверять и  заменять. Штормовые леера  из нержавеющего троса могут катиться под ногами.

быстроходные катера

На глиссирующих и водоизмещающих лодках желательно не пристёгиваться.. Лучше просто упасть в воду, чем тащиться привязанным  рядом с корпусом на высокой скорости, что вызовет серьезную травму..
Однако, если лодка остановилась или двигается со скоростью менее чем 5 узлов, вы можете пристегнуться, идя на палубе, например, чтобы бросить якорь в плохую погоду.

                                                   НЕМЕДЛЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Первое, что необходимо сделать, если кто-нибудь упал за борт, это отметить координаты падения  и обеспечить упавшего спасательными средствами. При наличии более чем одного члена экипажа на борту яхты, первый, кто увидел МОВ, должен:
 * Кричать ’По правому (левому) борту Человек за бортом ‘  и указывать направление в воде.
 * Наблюдать за пострадавшим и указывать на него, пока он не будет возвращен.
  Даже если ситуация МОВ произошла, когда на борту только  один человек ,необходимо  кричать”Человек за бортом” ,чтобы внушить потерпевшему уверенность ,что знают о его несчастье.. Если вы на борту один, не опускайтесь вниз, поскольку легко  дезориентироваться и потерять МОВ  из виду .Указывание вытянутой рукой - самый эффективный способ поддерживать визуальный контакт пока другие члены команды, выполняют подготовку к  спасению. Другой  член команды, находящийся вблизи  должен:
* Найти ближайший спасательный круг и бросить его за борт к пострадавшему, чтобы помочь ему и / или отметить его положение.
* Сбросить буй или шашку с оранжевым дымом, или кранец, или любой плавающий предмет..

  Вахтенный должен:

* Принять немедленные меры , чтобы не совершить наезд на человека в воде;
*  Сбавить обороты двигателя и перевести двигатель в нейтраль;
* Отключать автопилот, если это необходимо, и повернуть в сторону МОВ.
* Нажать кнопку МОВ  на GPS и карт плоттере.
* Свистом подать сигнала МОВ  (три продолжительных звука)
* Позвать шкипера
* Подать сигнал экстренной помощи, чтобы позвать весь экипаж на палубу
 Прежде чем принимать какие-либо изменения курса., следует отметить текущее местоположение, курс и направление. Кнопка МОВ на GPS  автоматически отметит положение, когда человек упал за борт, но надо будет  принимать во внимание течения и дрейф, которые со временем могут повлиять на пострадавшего
Ночью, должны быть запущены белые или красные парашютные ракеты для освещения этого района. Это может помочь нахождению человека, особенно при наличии отражающей ленты на одежде, она также будет воодушевлять человека в воде, а также оповещать ближайшие суда.
 Должно быть отправлено  сообщение MAYDAY, и нажата кнопка сигнала бедствия DSC .. Если пострадавший поднят на борт и ему не требуется медпомощь, сигнал MAYDAY может быть отменен. Но если дела идут не по плану, то лучше, чтобы все ближайшие суда и спасательные службы были предупреждены и смогли оказать  помощь, как можно быстрее.

 

                                                   Варианты поиска МОВ

                                                                                Поиск секторами

Требуются точные координаты. Поиск секторами хорош для поиска на небольших площадях. Отмечается нулевая точка – буйком с флагом или огнём, спасательным кругом с якорем(грузом), утяжелённым кранцем или чем-нибудь аналогичным. Маркер должна быть в состоянии дрейфа по течению, но не по ветру.
Сразу Север (000 градусов) первого (некоторые предпочитают сначала дейфовать, но это может сделать схему более сложной). При удалении от маркера, наблюдающий за маркером считает вслух. Когда маркер видна только 50% времени, это является расстоянием, указывающим на Ожидаемую Дальность Обнаружения (ОДО). Проходя каждый этап, считайте вслух. Предполагается, что каждый этап это три  ОДО.В конце каждого этапа, повернуть на 120 градусов вправо и пройти  то же самое расстояние.
Если поиск не удается после первой попытки, переориентируете поиск на 30 градусов на правый борт.


                              
                              
                                                    Расширение поля поиска

Если нулевая точка не очень надежна, или поиск секторами не оказался успешным, должен быть начат  поиск с расширением поля поиска .
 Обычно, длина этапа составляет 75 % ОДО. Если поиск сектором был закончен, это будет следующим вариантом поисковой области, когда приемлемо использовать длину этапа 100% ОДО.
Для простоты использования предложено, чтобы главным курсом был Север, Восток, Юг и Запад. Считайте громко, чтобы измерить расстояние.
                                

                             


                                              Маневры  МОВ на парусных судах

 Чтобы возвратиться к МОВ, наиболее быстрым и  безопасным способом является использование двигателя,. Но если он не заводится, или на винт  что-то намоталось, используйте парус. Удостоверьтесь, что команда готова осуществить маневры подхода к МОВ

                                                            Под парусом

1. 1.Выбрать  грот и лечь в дрейф, чтобы замедлить лодку. Бросьте потерпевшему спасательный круг   или  буек с огнём. Проинструктировать члена экипажа, чтобы он указывала на МОВ. Выбрать все концы из воды, и запустить двигатель.
 2. Если двигатель не работает, поворот на галфинд и идти под парусом.
 3. Под парусом идти примерно пять-шесть длин лодки  от МОВ. Не упускать из виду МОБ.
 4. Поворот «оверштаг». Нацельтесь с  подветренной стороны яхты на МОВ или марку. Растравите стаксель и гика-шкоты. Грот должен полоскать, а если нет. отваливать по ветру, чтобы изменить угол подхода. Направьте лодку обратно на МОБ до заполаскивания грота .
 5. Подходить нужно полным бейдевиндом так, что паруса были наполнены. Сбросьте стаксель, если  достаточно одного грота..
 6. Набейте или растравите грот и медленно приближаются МОВ. Возьмите MOB с подветренной стороны, позади мачты.

                     

                                                            Под мотором

      1.Выбрать  грот и лечь в дрейф, чтобы замедлить лодку. Бросьте потерпевшему спасательный круг    
        или  буек с огнём. Проинструктировать члена экипажа, чтобы он указывала на МОВ. Выбрать все
        концы из воды, и запустить двигатель.
      2 Свернуть или убрать стаксель
      3 Подготовьте бросательный линь
      4 Идите по ветру к МОВ, держа его на виду
      5 Подходите к МОВ против ветра при растравленном гроте Возьмите MOB с подветренной     стороны, позади мачты.

                                               Маневры  МОВ на моторных судах

Поворот Williamson предполагает поворот катера на противоположный курс.
1. Обратите внимание на компас и добавьте 60 градусов.
2. Поверните вправо на новый курс; зафиксируйте положение руля .
3. Когда вы встанете на курс, поверните руль в обратном направлении с той же скоростью, как раньше.
4, Если вы ляжете на обратный курс или вы увидите ваш оставшийся на воде след, выровняйте руль.
5 .Уменьшите ход и ищите МОВ.
    Следует заметить что если руль расположен на правой стороне ,старайтесь подойти к МОВ правым  бортом.

 

                                                                Подход к МОВ

В плохую погоду, лучше подходить по ветру ,держа нос на ветер, стараясь не навалить на МОВ

1. Поднять МОВ на подветренной стороне.
2. Остановить двигатели, когда МОВ рядом.
3.Если человек в сознании а вы не можете сблизиться, используйте бросательный конец , чтобы быть рядом с МОВ и подтяните его к лодке.
В приемлемых условиях, позиция лодки - по ветру, с на ветра от МОВ.

 1. Держать лодку боком к ветру, и позволить ветру  гнать в направлении МОВ.
 2. Поднять МОВ на подветренной стороне.
 3. Остановить двигатели, когда МОВ рядом.

                        

                                                       Способы подъёма МОВ

Важно вытащить человека из воды как можно быстрее. В очень спокойных условиях  возможно вытаскивать, используя платформу для купания или кормовую лестницу. . Однако, в более суровом море это будет опасным местом, чтобы попытаться поднять МОВ, поскольку он может попасть под корму лодки и получить ранение.
Решение вашей задачи, будет зависеть от того, как Ваша лодка устроена и как долго человек был в воде. Жертвы гипотермии должны быть подняты в горизонтальном положении и с большой осторожностью..

 


                                       Способы подъёма МОВ для парусных судов

      Подъемное устройство

Подъёмное устройство представляет собой кусок плотной ткани треугольной формы с люверсами на углахПодъемное устройство устанавливается на борту лодки .Нижняя (короткая)  часть закрепляется вдоль фальшборта а верхняя часть, присоединяется  к блоку или тали, который находится на фале(любой свободный фал) или одному только фалу. Фал пропускают через блок стаксель-шкота  на лебёдку. Верхняя часть опускается в воду в воду в положение МОВ. Так же можно использовать (handybilly). два двойных блока (например от оттяжки гика)., верхний из которых крепится к фалу, а нижний к углу. Рабочий конец этой системы задается через блок стаксель-шкота на лебедку, с помощью которой спасаемый вытягивается из воды. Смысл использования этой системы в получении за счет блоков передаточного числа 4 к 1 дополнительно к передаточному числу лебедки, что в итоге облегчает подъем, а также система не зависит от возможного заклинивания фала.

Небольшой стаксель может быть использован вместо специально разработанного  подъемного устройства. Однако,  будет труднее притопить парус, чтобы спасаемый мог забраться в него Также есть сильная вероятность того, что МОВ может выскользнуть из паруса, когда его подводят к борту

                                              

       Подъём МОВ на лодке

Для поднятия МОВ на борт, можно применить надувную лодку (динги)  используя handybilly, присоединённому к фалу или гику. Закрепление динги легче чем пристёгивание МОВ в воде. Лодку необходимо немного сдуть, чтобы спасаемому было легче забраться в неё.
  

                                               


       Подъём на гике.


.На яхте с гиком, не оборудованным жёсткой оттяжкой, возможно использовать гик как кран. Яхта должна быть достаточно большой, чтобы выдержать подъем МОВ на гике.  Блок гика-шкота должен быть освобожден от крепления к палубе
Ослабьте оттяжку гика и поднимите его приблизительно на 30 градусов от горизонтального положения. Раскрепите нок гика к носу и корме яхты, примерно в районе вант Необходимо набить топенант. Прикрепите блок к спасательному жилету МОВ или ремню безопасности. Уменьшите гика-шкот на 1 лопарь, пропустите свободный конец через блок стаксель-шкота на палубе и накиньте на лебёдку 3-5 шлагов. Поместите бросательный конец, за который вы подтягивали потерпевшего, вокруг груди. Один член экипажа должен за него страховать МОВ от раскачивания..
Надо заметить, что в плохую погоду, это весьма опасный способ подъёма

    Подъём методом элеватора

Верёвка присоединена к носовой утке и проводиться в кормовую часть за леерами  через клюз и на шкотовую лебёдку. МОВ  встаёт на верёвку, держится за фальшборт или леер, и с помощью лебёдки поднимается вдоль борта лодки. В большинстве случаев, на больших яхтах необходима вторая верёвка за бортом лодки для МОВ, чтобы держаться.
 

Рейтинг - яхты и катера